Концерты в октябре 2021

IMG_20211027_224334

 

 

 

 

  AFFETTI MUSICALI

Теория аффектов (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – музыкально-эстетическая концепция, получившая широкое распространение в эпоху барокко.Согласно  теории аффектов, главным содержанием музыки является “изображение” человеческих чувств и страстей. Для многих европейских композиторов эпохи барокко теория аффектов стала источником новаторских находок и основой зарождения фантазийно – импровизационного стиля.

Знаменитый скрипач и композитор, Бьяджио Марини, работавший под руководством Клаудио Монтеверди в соборе Святого Марка в Венеции в начале XVII века, был одним из первых, кто дал название своему первому опусу – Affetti Musicali (“Музыкальные аффекты”), тем самым обозначив развитие совершенно уникального направления в инструментальной музыке Италии 17столетия.
Изданный в 1617 году сборник, состоявший целиком из инструментальных сочинений, включил ряд симфоний, сонат, канцон и танцев для одной или двух скрипок и баса. Преимущественно одночастные сочинения, словно “застывшие” импровизации, переносят слушателя на многие столетия вперед, поражая многообразием образов и выразительных средств. Многосекционная структура, чередующая контрастные  разделы, была обусловлена одной из главных идей теории аффектов – пробуждать разные чувства и эмоции.
Интересно,что в XVI-XVII в. в. были популярны трактаты о межличностных взаимоотношениях и их различных эмоциональных появлениях, выраженных в придворных манерах и нравах, настраивающих человека на определенный аффект. Основные аспекты этих явлений были изложены в знаменитой книге автора XVI столетия-Стеффано Гуацци – “Дружественные беседы”.
Этот факт проясняет во многом, данные Бьяджио Марини в предисловии к “Afetti Musicali” пояснения о том, что сборник был создан вследствие записи импровизированных мелодий в момент тесного общения с  группой венецианских слушателей и призванный вдохновить их на дружеский музыкальный диалог, а значит, тем самым пробудить в них определенные аффекты.